Ирина мамина приглашает...
 
Контакты
Страница Ирины Маминой на facebook
 

«О профессии бухгалтера»

 
Пределы допустимого
 
В 2010 г. законодатели существенно изменили порядок нормирования процентов по полученным займам и кредитам в целях налогообложения прибыли. Причем действие норм имело «обратную силу» - июльский 2010 г. Федеральный закон № 229-ФЗ откорректировал правила налогообложения процентов и в 2009 г. и в 2010-2011 гг.в зависимости от даты возникновения денежного обязательства.
В общем, всё очень непросто. Моя знакомая – бухгалтер по специальности (и призванию), находясь в поиске работы, заполняла отборочные профессиональные тесты потенциального работодателя. В ответ на вопрос теста: «Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам по налогу на прибыль» она добросовестно расписала все многочисленные варианты признания процентов. В вакансии бухгалтеру было отказано ввиду неудовлетворительных результатов теста. На вопрос претендента о причине неудачи в тестировании, в ответ она услышала: «Нормальный человек всё это запомнить не может!».

Статус профессии (зарубежный опыт)

У меня был интересный опыт общения с зарубежными коллегами во время прохождения профессиональной стажировки в Соединенных Штатах Америки. Там я обратила внимание, насколько американцы уважают бухгалтерскую профессию. Кстати, в Америке бухгалтер и аудитор – это единая профессия. Сложность получения нашей специальности в этой стране состоит в том, что по американской системе, чтобы достичь максимального карьерного уровня, так сказать «потолка» профессии, необходимо на протяжении нескольких лет последовательно сдавать экзамены определенными блоками по программам и при этом иметь профессиональный стаж, установленный законодательством. Все программы по сдаче экзаменов строго регламентированы и получается такая вещь – если молодой специалист только что окончил университет и вышел на работу, то, как бы он не старался, он не может быстро продвинуться по карьерной лестнице. Для этого необходимо, чтобы выполнялись особые условия – наработанный профессиональный стаж с одной стороны и, с другой стороны, должны быть накоплены знания такого уровня, чтобы можно было сдать экзаменационный минимум. То есть, продвижение по карьерной лестнице растягивается по времени и при этом специалистом должны затрачиваться достаточно большие усилия по освоению профессии. В связи с этим американские бухгалтеры нам жаловались на то, что молодые специалисты, студенты сейчас не идут в профессию, так как невозможно в этой области быстро достичь хороших результатов. Гораздо быстрее можно достичь успехов в другой профессии, а бухгалтерское дело неспешное.

В силу этих обстоятельств, отношение рядовых граждан к бухгалтерам очень, я бы назвала, трепетное. Во-первых, очень уважительное. То есть, в глазах американца, профессиональный бухгалтер, достигший в своей профессии определенных высот – это кристально честный человек, очень умный и целеустремленный, потому как при другом раскладе личных качеств достичь таких результатов немыслимо. Ну и, конечно, этому человеку, безусловно, можно доверять. В отличие, скажем, от представителей некоторых других специальностей. Не в обиду будет сказано, например, юристов. И этот факт я даже решила проверить на практике. В разных ситуациях, при встречах с разными людьми я пробовала представляться, то юристом, то бухгалтером, благо имею оба эти образования, поэтому ни разу не покривила душой.

И действительно, если я представлялась бухгалтером, то сразу ощущала очень уважительное к себе отношение. Если же я говорила, что я – юрист, то отношение было немного странное. Не то, чтобы снисходительное, но я почувствовала, что в глазах американца, юрист – это вот такой пройдоха, который готов, ради достижения цели, идти на любые ухищрения. То есть, отношение к этой профессии в американском обществе не очень позитивное, что часто проявляется и в межличностном общении.

При этом, американские бухгалтеры сами очень много делают для того, чтобы статус их профессии был на высоте. Бухгалтерские саморегулируемые профессиональные объединения Америки очень системно и серьезно подходят к вопросам профессиональной этики и безупречности образа бухгалтера (аудитора). В этих организациях существуют специальные подразделения, задача которых - показать рядовым американцам, насколько сложна работа профессионального бухгалтера, а также вызвать интерес и уважение рядовых граждан к этой серьезной профессии. Мне это показалось интересным, потому что в нашей стране бухгалтеры не озабочены этим вопросом, а созданные СРО ничего не делают для повышения престижа бухгалтерской (аудиторской) профессии. Видимо, не до этого нам всем пока…

Об ответственности.

Главные бухгалтеры довольно часто жалуются на руководителей, говорят о том, что даже в самые сложные моменты, когда необходимо принять какое-то волевое решение, когда позиция контролирующих органов противоречива, а судебная практика ещё не сформирована и, на самом деле, необходимо, чтобы руководитель взял хотя бы часть ответственности на себя, они не хотят даже вникать в эти сложности и говорят: «Не надо меня грузить, знать ничего не знаю и не хочу знать…»

При этом, когда я общаюсь с руководителями, они точно также, дружно говорят о том, что это как раз бухгалтеры не могут ничего объяснить нормальным языком, а только проводки способны свои рисовать. И когда мы обсуждаем какие-то сложные вопросы, руководители, как правило, сетуют: «Ну-у, вот этого-то мой главный бухгалтер точно не знает…».

«Это Вы напрасно так думаете, я абсолютно уверена, что Ваш главный бухгалтер это знает», - говорю я всегда в ответ. «Другое дело, насколько главный бухгалтер заинтересован с Вами общаться по этим вопросам».

Проблема нахождения общего языка налицо. Кстати, слушатели-руководители мне достаточно часто говорят о том, что для них самый главный результат программы – понять позицию, логику и профессиональный язык главного бухгалтера, найти точки соприкосновения.

Я, конечно же, заинтересована в том, чтобы это произошло. И делаю все возможное, чтобы бухгалтеры и руководители, несмотря на такое разное мировоззрение, могли договориться. Давайте и мы – бухгалтеры - будем идти навстречу, пытаться со своей стороны быть услышанными.

Профессиональное суждение бухгалтера.

По поводу одной, достаточно часто встречающейся на семинарах реплики. В тот момент, когда мы обсуждаем, как правило, сложный, неоднозначный вопрос, кто-то из слушателей обязательно говорит:

«А вот в журнале таком-то, номер такой-то от такого-то числа, на странице 54 говорилось совсем другое».

Как правило, диалог выглядит следующим образом:

«Кто высказывался?», - спрашиваю я.

В половине случаев мне называют фамилию автора или говорят, что это был какой-то чиновник Министерства финансов или налоговой службы, но какой конкретно не помнят. В половине случаев слушатель, задавший вопрос, не может вспомнить, о ком идет речь, кто сформулировал спорный тезис.

И после этого я обязательно говорю, что, на самом деле, вовсе не обязательно, и даже не нужно и вредно брать на веру те предложения и высказывания авторов, которые приводятся в нашей профессиональной прессе. Т.е. каждый из специалистов вправе иметь собственную точку зрения. И Вы, как главный бухгалтер, самое главное, должны понять, на что ссылается специалист, который консультирует по вопросу. Насколько его позиция соответствует требованиям законодательства, как она стыкуется с арбитражной практикой, с позицией контролирующих органов. Здесь необходимо рассмотреть все точки зрения, которые существуют по данной проблеме и, конечно же, выбрать свою.

Я считаю, что не должно быть никаких идолов в нашей профессии. Каждый профессионал, каждый специалист должен иметь собственную позицию, собственную точку зрения. И большинство её имеет. За это я и люблю свою профессию, мне приятно общаться с коллегами и, чаще всего, слушатели приходят ко мне на семинары не потому, что они чего-то не знают, вовсе нет. У всех (если это не начинающий специалист) накоплен серьезный багаж профессиональных знаний. Так вот, приходят они для того, чтобы послушать коллегу и убедиться, что твоя точка зрения, твои подходы – они совпадают с точкой зрения ещё кого-то. Так сказать, успокоить себя в том, что ты не одинок и двигаешься в правильном направлении. Или, наоборот, выслушать другую позицию и ещё раз проанализировать свои посылы, спросить себя - насколько правильно принятое мной решение.

Вот такой подход для меня приемлем, и я его уважаю. Это и есть «формирование профессионального суждения». Именно этот красивый термин употребляется в Международных Стандартах Финансовой Отчетности.

5 заблуждений о бухгалтере

1. Бухгалтерский учет ведет ПК (персональный компьютер), а бухгалтер – это операционист, который  «нажимает на кнопку» и бухгалтерский баланс – готов!

2. В целях экономии бухгалтер легко заменит кадровика, сметчика, юриста и т.д.

3. Бухгалтерия – скучное занятие, не требующее интеллекта.

4. Главбух всегда хорошо считает устно.

5. Зачем бухгалтеру консультации аудитора, если есть Интернет, Консультант+, пресса и подруги-коллеги? 

Как раз напротив:

1. компьютер не заменит бухгалтера-профессионала, формирующего бухгалтерский учет и в дополнение – бухгалтерскую отчетность (это не одно и то же!) в соответствии с правилами российских стандартов, ориентацией на МСФО и рекомендации Минфина РФ; плюс налоговый учет и расчет налогов, снижение налоговых рисков и налоговая оптимизация…;

2. каждый должен заниматься своим делом;

3. в среде бухгалтеров не встретишь глупых и недалеких людей: профессия их обязательно отсеет;

4. с устным счетом лучше всего справляются коммерсанты-продажники, а бухгалтеры больше считают с калькулятором;

5. всё названное неплохо, но всё же консультация аудитора (налогового консультанта) жизненно необходима, кода цена вопроса и профессиональная ответственность высоки.