Ирина мамина приглашает...
 
Контакты
Страница Ирины Маминой на facebook
 

«Аудиторская практика»

Как собачка прикрывала расходы компании на пиццу и коньяк

Проводили мы как-то аудит у одной небольшой компании. Еду к ним в очередной раз, чтобы проверить документы по расходам. Заходя на территорию, обратила внимание на сторожевую собаку у входа. Она мне даже приглянулась: симпатичный такой песик, пушистенький. «Ну как эта лапочка может внушить кому-то страх?» – думаю, усмехаясь.– «Что за толк компании от такого сторожа»? 

Впрочем, дел было много – пока дошла до офиса, уже и думать перестала о собаке. На уме только акты да ведомости. Помню, что в голове вертелось: «Нужно не забыть проверить первичку по расходам на корпоратив».
 
И вот, листаю подтверждающие документы. Открываю очередную папку и вижу акт на списание корма для собаки. Как раз той, что сидит на привязи у входа. Сразу перед глазами возникло это милое создание с добрыми глазами. Однако пока я читала этот самый документ, а точнее список съеденных собачкой продуктов, образ тщедушной дворняжки постепенно превращался в видение прожорливого чудища. Да к тому же весьма разборчивого! Там были: пицца, сыр «Маасдам», красная икра, оливки, коньяк и т.д.
 
«Вот это собака! Дорого же обходится компании ее содержание,» – посмеялась я про себя. – «А главное, это и впрямь отличный сторож. Для затрат на корпоратив». Естественно, сразу сказала главному бухгалтеру, что нельзя учесть эти расходы, ссылаясь на собаку, и посоветовала заменить акт. В итоге на корм животинки списали, как обычно, перловку, гречку и никаких тебе деликатесов.
После этого у меня завелась традиция. Каждый раз, когда я собиралась в эту компанию, брала с собой какую-нибудь вкусность для собачки. А то как же бедное животное после икры да оливок на гречке сидеть будет?!
"Бухгалтерская логика"
 
Если обычного человека спросить: «В чем разница между исправлением и корректировкой? Он ответит: «Разницы нет, это синонимы». Бухгалтер поправит: «А вот и не угадал. Это абсолютно разные вещи, в отношении счетов - фактур, что установлено Постановлением Правительства №1137». В чем смысл? Или экономическая польза в этой принципиальной разнице? Нет ни того, ни другого. Есть норма документа, требующая выполнения и усложняющая работу бухгалтерии. Вот она – бухгалтерская логика.
Как работаем, так и отдыхаем
 
Самые смешные документы связаны с представительскими расходами. Приведу примеры:
1)      «Представители двух компаний в количестве 6 человек обсуждали вопросы проведения капительного ремонта помещений и приобретения материалов для ремонта. За время встречи было выпито 9 бутылок крепкого спиртного (коньяк, виски Джонни Уокер, др.) и съедена 1 коробка конфет «Коркунов». Результатом встречи явилось рассмотрение всех вопросов повестки дня и достижение определенных соглашений».
Понятно, что другого результата и не могло быть, хотя позднее участники встречи настаивали, что названного виски никогда не пробовали.
2)      «Стороны встречи - 9 человек в ходе представительского мероприятия потребили 19 штук новогодних подарков (?), выпили 19 бутылок крепких спиртных напитков (коньяк, виски, водка), 11 бутылок шампанского и съели 11 коробок конфет».
Если кажется, что повторяющиеся цифры 19 и 11 – это просто совпадение, то это ошибка. В компании – 19 сотрудников мужчин и 11 женщин. И представительская встреча, понятно, проводилась после 23 февраля и 8 марта (а также после рождества, что видно по новогодним подаркам).

 

Налог на интерьер.

При проведении выездной налоговой проверки инспектор обнаружила в офисе компании дорогостоящие предметы интерьера: картины, чучело крокодила, комнатные растения, пальмы. Выяснив, что организация не приобретала это имущество, она потребовала оприходовать его на баланс и отразить внереализационный доход в виде безвозмездно полученного имущества от неустановленных лиц. Больше всего споров вызвала рыночная оценка чучела крокодила…

О пользе чтения.

Главный бухгалтер добывающего комбината приобрела у аудиторской компании за плату учетную политику, разработанную специально для этого предприятия. Документ оказался объемом в 280 страниц. Естественно, читать она его не стала. При проверке этого предприятия я увидела данный документ и, конечно, впечатлилась. Но, как человек любопытный и дотошный, все-таки попросила дать мне его почитать на досуге. Главбух разрешила мне это сделать.

Изучая учетную политику, на восемьдесят третьей странице я прочитала об особенностях списания муки при выпечке хлеба, на девяносто четвертой – ознакомилась с азами технологии производства колбасы, на сто семнадцатой – увидела нормы потерь металла в металлургических мартенах. К сто пятидесятой странице я уже знала полностью круг сферы деятельности предприятий, когда-либо заказывавших себе учетную политику в данной аудиторской фирме. А далее, начиная со сто шестидесятой страницы и до самого конца, был приведен серьезный сравнительный анализ налогового законодательства до вступления в силу НК РФ и после, а также пространные рассуждения о перспективах развития страны в целом и Свердловской области, в частности, в свете налоговой реформы, явно позаимствованные из чьей-то диссертации. Я хохотала от души. Не поленилась – сделала закладки и показала на следующий день главному бухгалтеру истинное содержание учетной политики её родного предприятия. Она тут же позвонила разработчику и услышала в ответ: «Отнеситесь с пониманием. У нас правки в типовой форме делает молоденькая девушка. Наверное, она что-то перепутала».

Кстати, окончание этой истории мне неизвестно, но, судя по настроению главного бухгалтера предприятия, вряд ли это был счастливый конец.

О пользе дружбы.

Когда я смотрю документы в компании, те же договоры, первичные учетные документы, то могу, даже не задавая никаких вопросов специалистам, абсолютно не ошибаясь, ответить на такой вопрос: «В каких отношениях в этой компании начальник юридической службы находится с главным бухгалтером?».

Если эти специалисты поддерживают хорошие деловые отношения, они общаются, совместно решают сложные вопросы, которые есть в любой компании, то это отчетливо просматривается по документам, по тому, насколько оптимально выстроены условия контрактов.

Если же каждый из них решает свои задачи, у каждого свои амбиции и не находится точек соприкосновения, тогда и условия договоров для целей налогообложения сформулированы не лучшим образом.

Работа над ошибками.

На одном, кстати, государственном предприятии применялась очень интересная система премирования. Я больше нигде такого не встречала. Директор по окончании месяца ставил управленческому персоналу отметки. Если ставилась «пятерка», то сотруднику выдавалась максимальная премия, если – «четверка», тогда, соответственно, премия чуть пониже. Обладатель оценки «удовлетворительно» мог рассчитывать на самую минимальную выплату, а «двоечники» оставались вообще без премии. И каждый месяц к документам по зарплате прикладывались эти ведомости с оценками.

Так вот, мне показалось очень интересным, что у главного экономиста предприятия (эту должность занимала законная супруга директора) всегда были отличные оценки. Хотя я думаю, что это не странно. При этом у офис-менеджера оценки всегда были разные, и в одном из месяцев я увидела «троечку», которая затем аккуратно была исправлена на «пятерку». Видимо, офис-менеджер осознала и исправила свои ошибки.

О любви к животным.

Проверяли очередную компанию и, заходя на территорию, я обратила внимание на сторожевую собаку у входа. Симпатичная такая собачка, пушистенькая.

Открыв папку с документами по расходам предприятия, я увидела интересный документ, составленный как раз перед Новым годом. Это был акт на списание корма собаки. Вот чем кормили эту собачку: пельмени, пицца сыр «Маасдам», красная икра, оливки, коньяк и т.п. продукты. После этого я на ту собачку уже смотрела с куда большим интересом. Естественно, мы сказали главному бухгалтеру, что нельзя учесть эти расходы для целей налогообложения и посоветовали заменить акт. На корм собаке списали, как обычно, перловку, гречку и никаких тебе деликатесов.

Смета не помогла.

При проверке предприятия выяснилось, что главный бухгалтер не учитывает представительские расходы в составе затрат. Когда я спросила её почему, ведь документы в папочке были все подготовлены, она предложила мне для начала ознакомиться с перечнем тех самых представительских расходов. Я открыла папку, и первая же смета на представительские расходы гласила: «Списать, израсходованные на деловой встрече, ящик водки «Абсолют» и пачку чая…». Ну, после этого я поняла, что, действительно, представительские расходы этого предприятия сложно учесть для целей налогообложения. Вопросов больше не возникало.