Ирина мамина приглашает...
 
Контакты
Страница Ирины Маминой на facebook
 

Бухгалтерский учет

Вопрос: Добрый день. Некоммерческая организация получила на расчетный счет сумму пожертвования, удержанные дненжные средства из з/платы сотрудников Администрации города в помощь беженцам Украины. Перечисление произвело Фин. управление городского округа. Вопрос: каким нормативным документом оприходовать сумму пожертвования на счет 86 (Договор, или бух справка, или программа). (Вопрос с сайта журнала "АМБ-Экспресс")

Основанием для оприходования в соответствии с законом №420-ФЗ  является первичный бухгалтерский  документ,  которым может являться договор или бухгалтерская  справка (при его отсутствии).

С уважением, Мамина Ирина Леонидовна

Вопрос: Здравствуйте! Индивидуальный предприниматель на УСН (доходы минус расходы) выставил счет индивидуальному предпринимателю на оплату, счет оплачен на расчетный счет. Необходимо ли заключение договора купли-продажи в данном случае (Вопрос с сайта журанала "АМБ-Экспресс")
Согласно ст.161 ГК РФ обязательная письменная форма установлена для сделок граждан между собой на сумму более 10 тыс. рублей. Т.е. если договор на большую сумму письменная форма должная быть соблюдена. Однако отмечаем, что согласно п.2 ст.434 ГК РФ  Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.
Таким образом, акцепт выставленного счета, если в счете содержатся все условия о продаваемом товаре (наименование и цена) будет подтверждать заключение договора в письменной форме.
 
С уважением, Мамина Ирина Леонидовна
Вопрос: ИП на УСНО - доходы, реализация услуг за нал.расчет (по БСО), обязано провести операцию по зарегистрированному в ИФНС кассовому аппарату? (Вопрос с сайта журнала "АМБ-Экспресс")
Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ «О применении ККМ» организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как разъяснено в Письме Минфина России от 11.08.2009 N 03-01-15/8-405, при определении принадлежности услуг, оказываемых организациями и предпринимателями, к услугам, которые предоставляются населению, следует руководствоваться ОКУН.
В Письме УФНС России по г. Москве от 11.05.2012 N 20-14/041276@ указано, что если предпринимательская деятельность относится к конкретным определенным услугам, поименованным в ОКУН, то индивидуальный предприниматель вправе использовать бланки строгой отчетности.
Учитывая приведенные разъяснения, если предпринимательская деятельность не относится к услугам, поименованным в ОКУН, организация, применяющая УСН, не вправе не применять ККТ.
 
С уважением, Мамина Ирина Леонидовна
Вопрос: Как правильно организовать бухгалтерский и налоговый учет в случае заключения Договора простого товарищества о совместной деятельности между товарищем на ОСНО и товарищем на УСН? В случае ведения учета товарищем на УСН (вид деятельности - швейное производство, применяет пониженные тарифы по страх. взносам) не возникает ли необходимость платить НДС? Может ли быть вкладом в товарищество арендуемое помещение и оборудование? Какими документами оформляется передача материалов и оборудования? (Вопрос с сайта журнала "АМБ-Экспресс")

 По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (п. 1 ст. 1041 Гражданского кодекса РФ).

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (п. 2 указанной статьи).

Вкладом могут быть деньги, иное имущество, профессиональные и   иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи (п. 1 ст. 1042ГК РФ)

При этом денежная оценка вкладов производится по  соглашению между товарищами. Внесенное товарищами имущество, принадлежавшее им на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция (плоды) и полученные  доходы  признаются их общей  долевой собственностью (абз.1 п.1 ст.1043 ГК РФ).

Прибыль, также как и дополнительные расходы распределяется пропорционально стоимости вкладов, если иное не предусмотрено договором (ст. 1048 ГК РФ).

Операции в рамках совместной деятельности облагаются НДС, даже если участниками простого товарищества являются "упрощенцы" (ст. 174.1, п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ).

Исчисление и уплата налога производятся по правилам гл. 21 НК РФ.

В данном случае обязанности по уплате НДС и ведению общего учета операций исполняет один из участников. Как правило, это тот, кто ведет общие дела товарищества. Именно на него возлагаются обязанности плательщика НДС (п. 1 ст. 174.1 НК РФ).

В частности, по операциям в рамках простого товарищества он должен (п. п. 1, 2 ст. 174.1, п. 3 ст. 169 НК РФ):

- выставлять счета-фактуры покупателям (заказчикам) товаров (работ, услуг);

- вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Также он может принимать к вычету НДС по товарам (работам, услугам), основным средствам и нематериальным активам. Для этого они должны быть приобретены в рамках договора простого товарищества и использоваться для облагаемых НДС операций по совместной деятельности (п. 3 ст. 174.1 НК РФ).

Причем для получения вычета необходимо, чтобы ваши поставщики в своих счетах-фактурах указывали в качестве покупателя товарища, исполняющего обязанности плательщика НДС (п. 3 ст. 174.1 НК РФ). Иначе в вычете вам будет отказано.

Если счет-фактура выставлен на иного участника товарищества, в него необходимо внести исправления (Письмо УФНС России по г. Москве от 17.10.2006 N 19-11/90800).

Есть еще одно условие для применения вычетов по НДС. Участник, который ведет общий учет операций простого товарищества и одновременно осуществляет деятельность за рамками этого товарищества, должен вести раздельный учет операций. Только в этом случае он вправе получить вычет (абз. 2 п. 3 ст. 174.1 НК РФ).

Отметим, что по правилам бухгалтерского учета операции в рамках совместной деятельности подлежат обособленному учету на отдельном балансе (п. 17 Положения по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03, утвержденного Приказом Минфина России от 24.11.2003 N 105н).

Помимо перечисленного товарищ, который ведет учет операций, должен представлять в налоговый орган декларацию по НДС. Срок ее подачи - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174, п. 1 ст. 174.1 НК РФ).

 

Независимо от того, какую систему налогообложения применяют участники совместной деятельности, бухгалтерский учет общего имущества и хозяйственных операций должен осуществляться в соответствии с общими правилами ведения бухгалтерского учета (Письма Минфина России от 26.05.2005 N 03-03-01-04/1/301, от 23.09.2004 N 03-03-02-04/1/18).

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением совместной деятельности, направленной на извлечение прибыли, регламентируется Положением по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03, утвержденным Приказом Минфина России от 24.11.2003 N 105н.

При этом участник, ведущий общие дела товарищества в соответствии с договором, руководствуется п. п. 17 - 21 ПБУ 20/03, а организации - участники совместной деятельности - п. п. 13 - 16 ПБУ 20/03 (п. 12 ПБУ 20/03).

В связи с тем, что создание простого товарищества не приводит к образованию юридического лица, обязанность по уплате налога на прибыль несет каждый товарищ самостоятельно соразмерно своей доле в общем имуществе товарищества (ст. 19 НК РФ, ст. 249 ГК РФ).

Учет доходов и расходов товарищества необходим для определения финансового результата (прибыли или убытка) от совместной деятельности с целью дальнейшего распределения его между участниками.

Независимо от того, какую систему налогообложения применяют лица, объединившиеся в простое товарищество, учет доходов и расходов для целей налогообложения должен осуществляться в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ (Письмо МНС России от 06.10.2003 N 22-2-16/8195-ак185).

Стоимость вкладов участников в целях налогообложения не признается доходом товарищества (п. 1 ст. 278 НК РФ).

Доходы, полученные в процессе осуществления совместной деятельности.

Товарищ, осуществляющий налоговый учет доходов и расходов по совместной деятельности (п. 3 ст. 278 НК РФ):

- определяет нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода прибыль каждого из товарищей пропорционально доле этого участника (установленной соглашением) в прибыли товарищества, полученной за соответствующий отчетный (налоговый) период;

- ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, сообщает каждому из товарищей о сумме причитающейся ему прибыли.

Отметим, что участники простых товариществ в отношении доходов от совместной деятельности уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ).

 

Каждый участник товарищества уплачивает налог на прибыль соразмерно своей доле в общем имуществе товарищества (ст. 249 ГК РФ).

Сразу оговоримся, что при определении налоговой базы участником совместной деятельности не учитываются расходы в виде вклада в простое товарищество (п. 3 ст. 270 НК РФ).

Доля прибыли, распределенная в пользу участника совместной деятельности, подлежит учету в составе его внереализационных доходов (п. 4 ст. 278 НК РФ) и отражается по строке 100 Приложения N 1 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль (форма по КНД 1151006, утвержденная Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@).

Учитывая, что участники договора простого товарищества в целях признания доходов и расходов для целей налогообложения могут применять только метод начисления (абз.2 п.4 ст. 273 НК РФ), датой признания распределенного в пользу участника дохода является последний день отчетного (налогового) периода (пп.5 п.4 ст.271 НК РФ).

Следует иметь в виду, что убытки товарищества не подлежат распределению между товарищами и не учитываются ими при налогообложении (п.4 ст.278 НК РФ).

С уважением, Мамина Ирина Леонидовна 

 

Вопрос: Подскажите, пожалуйста. Организация на УСН (доходы - расходы). По новым правилам мы должны были сдать бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Можем ли мы заполнить баланс и отчет о прибылях и убытках по упрощенной форме, предназначенной для субъектов малого бизнеса? (Вопрос с сайта журнала "АМБ-Экспресс")

  Да, конечно, так как вы попадаете под  кретирии субъектов малого предпринимательства, установленные ст.4 Закона от  24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» .

С уважением, Мамина Ирина Леонидовна

Вопрос: Организация применяет ОСНО, оптовая торговля. Чтобы привлечь покупателя совершаются сделки, оплачиваемые по банковскому платежному терминалу - "PAY me" альфа-банка. Подскажите пожалуйста: 1. как правильно отразить в бух.учете подобные сделки (по сути розничный покупатель), как их оформить (реквизиты, может быть договор). 2. Как оформить вознаграждение исполнителя по зачислению денежных средств. (Вопрос с сайта журнала "АМБ-Экспресс")

 1. Да, это действительно по сути  операции по розничной купле-продаже. Они оформляются в стандартном порядке.

2. Вознаграждение исполнителя по зачислению денежных средств, если оно предусмотрено договором, будет являться  платой  за оказанные вашей  организации услуги и признаваться  в расходах.

С уважением, Мамина Ирина Леонидовна

Вопрос: На расчетный счет организации поступили денежные средства от единственного учредителя в виде временной финансовой помощи. Прошу разъяснить порядок отражения этой операции на счетах бухгалтерского учета и порядок возврата средств учредителю? (Вопрос с сайта журнала "АМБ-Экспресс")

 Порядок отражения указанных средств зависит от формулировок решения учредителя. В том случае если средства переданы  временно и будут подлежать возврату они должны  квалифицироваться как заемные с соответствующим отражением на счетах  учета Дт 51 Кт 66 .

Если денежные средства передаются на безвозвратной основе, то можно оформить это как взнос на увеличение чистых активов – п.3.4 п.1 ст.251 НК РФ. Указанные средства обложению налогом на прибыль не подлежат и  отражаются на счете 91 как прочие  доходы без учета для целей налогообложения.

С уважением, Мамина Ирина Леонидовна

Вопрос: Активы стоимостью не более 40 тыс. руб. за единицу могут отражаться в бухучете в составе МПЗ. В целях обеспечения сохранности этих объектов в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (ПБУ 6/01). Надо ли каждому такому объекту присваивать инвентарный номер или достаточно отразить на забалансовом счете? (Вопросы с сайта журнала "АМБ-Экспресс")
Нет, присваивать таким объектам инвентарные номера не надо. Они нужны только для основных средств (п. 11 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н).
А вот обеспечить контроль за движением малоценных активов, срок полезного использования которых больше 12 месяцев и которые учитываются как МПЗ, нужно обязательно. Этого требует абзац 4 пункта 5 ПБУ 6/01. Правда, как это сделать, в законодательстве не сказано. На практике часто используют отдельный забалансовый счет. Только не забудьте прописать это в бухгалтерской учетной политике.
 
С уважением, Мамина Ирина Леонидовна
Вопрос: В связи с вступлением в силу с 01.01.2013 года п. 4 статьи 9 Федерального закона №402-ФЗ являются ли формы, поименованные в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 №132 обязательными к применению юридическим лицом? Необходимо ли эти формы утвердить Приказом по юр.лицу, т.к они не поименованы в Положении о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории РФ, утв. Банком России 12.10.2011г. №373-П? (Вопрос с сайта журнала "Семинар для бухгалтера")
Безопаснее работать с типовыми бланками. Речь идет о формах № КМ-1 – КМ-9. Только обязательно пропишите в учетной политике компании, что будете использовать именно их. Разберемся, почему.
С этого года унифицированная первичка стала необязательной. Можно использовать типовой бланк или разработать форму самим. Главное, чтобы она содержала все реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 6 ноября 2011 г. № 402-ФЗ. Однако если ведомства разработали бланки, основываясь на требованиях федеральных законов, то компании необходимо применять только их. Это подчеркнули представители Минфина России в информации № ПЗ-10/2012.
К примеру, нужно использовать унифицированные формы кассовых документов. Речь идет о приходных и расходных ордерах, кассовой книге и книге учета принятых и выданных денежных средств, платежной и расчетно-платежной ведомостях. Ведь ссылки на них содержит действующий Порядок ведения кассовых операций. Он утвержден положением Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П. И хотя в этом документе ничего не сказано о формах № КМ-1 – КМ-9, порядок здесь такой же, как и с другой унифицированной первичкой по кассовым операциям. Поэтому пользуйтесь типовыми бланками.
Но в любом случае формы первички утверждает руководитель. Об этом сказано в пункте 4 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ. Поэтому закрепите в учетной политике те формы документов, которыми будете пользоваться».
 
С уважением, Мамина Ирина Леонидовна
Вопрос: Просим предоставить рекомендации аудитора по порядку признания и отражения ошибок и корректировок в бухгалтерском и налоговом учете,-слушатель семинаров (28 февраля 2013 г.)
     Несмотря на то, что ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», которым установлены правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, было введено в действие, начиная с бухгалтерской отчетности за 2010г., до сих пор на практике возникает множество вопросов о том, что следует считать ошибкой, и как применять правила, установленные ПБУ 22/2010, в т.ч. о ретроспективном отражении существенной ошибки. Сразу отметим, что ретроспективное отражение предполагает корректировку показателей (строк) бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью обеспечения сопоставимости данных за представленные в ее составе отчетные периоды. Ретроспективное отражение не предполагает осуществление в регистрах учета исправительных (корректировочных) бухгалтерских записей (пункт 15 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
    
Интересно рассмотреть вопрос исправления ошибок в привязке с правилами исправления их в налоговом учете.
 
     Понятие ошибки, для целей бухгалтерского учета установлено пунктом 2 ПБУ 22/210:
     Ошибка – это неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, которое  может быть обусловлено, в частности:
1)      неправильным применением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
2)      неправильным применением учетной политики организации;
3)      неточностями в вычислениях;
4)      неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности;
5)      неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности;
6)      недобросовестными действиями должностных лиц организации.
 
     Существенной ошибкой (пункт 3 ПБУ 22/2010)признается ошибка, которая в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.  Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности в соответствии с нормами, утвержденными организацией (Рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой отчетности установленные Письмом Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ от 24.01.2011 № 07-02-18/01).
     Определение (критерий) существенности ошибки устанавливается исходя из профессионального суждения главного бухгалтера в каждом конкретном случае («Рекомендации аудиторским организациям, по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год», изложенные в Письме МФ РФ №07-02-18/01 от 24.01.2011г.). Мы считаем, что фиксация критерия существенности в учетной политике не соответствует современному пониманию и толкованию этого термина Минфином РФ.
 
 
              Важно!
     ПБУ 22/2010 не признает ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.
     Поэтому «опоздавшие» документы – это не ошибка. Если же документы имелись в распоряжении организации (ее специалистов), но не были своевременно переданы в бухгалтерию, это 5-е основание, приведенное в пункте 2 ПБУ 22/2010 (см. выше), для признания факта ошибкой.
 
     Порядок отражения в регистрах бухгалтерского учета исправительных (корректировочных) записей зависит от того, соответствует выявленное событие, вследствие которого производится исправительная (корректировочная) запись понятию ошибки, установленному ПБУ 22/2010 или нет. Если событие соответствует определению ошибки, то порядок отражения в регистрах учета зависит от того, признается ошибка существенной или нет. Если же это не ошибка, а новая информация, то необходимо отражать корректировку, порядок проведения которой изложен далее (стр.3,6)
    
Сказанное можно проиллюстрировать следующим образом.
 
1.      Ошибки отчетного (текущего) года
 

Характер ошибки
Порядок исправления в бухгалтерском учете
Бухгалтерские
записи (пример)
Порядок исправления в бухгалтерской отчетности
Ошибки, выявленные до окончания отчетного года
Исправляются записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка (п.5 ПБУ 22/2010)
Признание дополнительных расходов
Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44, 90.2, 90.7, 90.8 91.2, 97 Кт 20, 60, 69, 70, 76, 96 и т.д.
Сторно (обратные записи на сумму исправления)
Не корректируется
Ошибки, выявленные после окончания отчетного года,
но до даты подписания
бухгалтерской отчетности за этот год
Исправляются записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (п.6 ПБУ 22/2010)
Аналогично указанному выше, датируются декабрем отчетного года.
 
 
Не корректируется
Событие, относящееся к прошлому отчетному периоду
Не ошибка по ПБУ/22
Ошибка по ПБУ/ 22
 
 
 
 
 
Бухгалтерские записи в составе прочих доходов и расходов
Существенные ошибки, выявленные
Несущественные ошибки
А) До даты подписания бухгалтерской отчетности
В) С даты подписания до даты утверждения б/отчетности
С) После утверждения бухгалтерской отчетности
 
 
 
Бухгалтерские записи в составе прочих доходов или расходов текущего года
Текущие записи в бухгалтерском учете
Пересмотр б/отчетности и текущие записи в бухгалтерском учете
С применением сч.84 и ретроспективного пересчета
 
Временная шкала А-В-С выглядит следующим образом.
А
В
С
31.12.          подписание б/о                         представление б/о                         утверждение б/о
                                             (предоставлена внешним пользователям,        (учредителями, акционерами
                                             В т.ч. в ИФНС, органы статистики)             на общем собрании  ООО до 30.04,
                                                                                                                                 в АО до 30.06.
 
2.      Ошибки (корректировки) предшествующих отчетных периодов
1.       Корректировки, связанные с появлением новой информации   (не ошибки) 
Характер информации
Порядок исправления в бухгалтерском учете
Бухгалтерские
записи (пример)
Порядок исправления в бухгалтерской отчетности
Новая информация может быть получена вследствие:
üрешения суда;
üподписания допсоглашения связанного с изменением цены договора или объема поставки;
üполучения организацией документов от контрагента с опозданием, др.
Для целей бухгалтерского учета признаются доходами (расходами) текущего отчетного периода.
Отражаются с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (по дебету или кредиту)
 
Дт 91.2 Кт Счета учета
Дт Счета учета Кт 91.1.
Не корректируется.
 
2.       Несущественные ошибки предшествующих отчетных периодов
Характер ошибки
Порядок исправления в бухгалтерском учете
Бухгалтерские
записи (пример)
Порядок исправления в бухгалтерской отчетности
Ошибки, выявленные после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год
Исправляются записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка (п. 14 ПБУ 22/2010)
Отражаются с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (по дебету или кредиту).
Не корректируется.
 
3. Существенные ошибки предшествующих отчетных периодов
Характер ошибки
Порядок исправления в бухгалтерском учете
Бухгалтерские
записи (пример)
Порядок исправления в бухгалтерской отчетности
Существенные ошибки, выявленные после даты подписания бухгалтерской отчетности, но до даты представления такой отчетности акционерам ОАО, участникам ООО, органу государственной власти, органу местного самоуправления или иному органу, уполномоченному осуществлять права собственника.
Исправляются записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (п.7 ПБУ 22/2010)
 
Датируются 31 декабря отчетного года. Признание дополнительных расходов:
Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44, 90.2, 90.7, 90.8 91.2, 97 Кт 20, 60, 69, 70, 76, 96 и т.д.
Сторно (обратные записи на сумму исправления)
 
Если указанная бухгалтерская отчетность была представлена каким-либо иным пользователям, то она подлежит замене на отчетность, в которой выявленная существенная ошибка исправлена (пересмотренная бухгалтерская отчетность).
Существенные ошибки, выявленные после представления бухгалтерской отчетности за этот год пользователям (после 31 марта), но до даты утверждения такой отчетности в установленном законодательством РФ порядке (ОАО - до 30 июня, ООО – до 30 апреля).
 
Исправляются записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за 31 декабря отчетного года (п. 8 ПБУ 22/2010)
 
 
 
Датируются 31 декабря отчетного года. Признание дополнительных расходов:
Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44, 90.2, 90.7, 90.8 91.2, 97 Кт 20, 60, 69, 70, 76, 96 и т.д.
Сторно (обратные записи на сумму исправления)
 
1. В пересмотренной бухгалтерской отчетности раскрывается информация о том, что данная бухгалтерская отчетность заменяет первоначально представленную бухгалтерскую отчетность, а также об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности.
2. Пересмотренная бухгалтерская отчетность представляется во все адреса, в которые была представлена первоначальная бухгалтерская отчетность (в том числе, в налоговые органы).
Существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год
Исправляются записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде (п.9 ПБУ 22/2010)
С использованием корреспондирующего счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»
1.     В случае увеличения доходов в бухгалтерском учете:
Дт Счета учета Кт84
(поскольку для целей налогообложения прибыли указанный доход не учитывается, сумма налога на прибыль не изменится).
2.   В случае увеличения расходов в бухгалтерском учете
Дт84 Кт Счета учета
 
 
1. В бухгалтерской отчетности за текущий период пересчитываются и исправляются сравнительные показатели, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет по правилам ПБУ 1/2008), начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год.
Например, если ошибка была допущена в 2010 г. а выявлена в 2013 г., то проводка со счетом 84 осуществляется в 2013 г. (справка бухгалтера обязательна!) и ретроспективно пересчитываются показатели бухгалтерской отчетности в балансе за 2013 г., но по состоянию на 31.12.10, 31.12.11, 31.12.12 (исключительно меняются цифровые значения прошлых периодов в текущих формах бухгалтерской отчетности). Предыдущие балансы (за 2010 – 2012 г.) не пересдаются, бухгалтерские проводки за 2010 – 2012 г. не составляются.
Важно! Этот порядок не применяется к случаям, когда невозможно установить связь ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки на все предшествующие отчетные периоды.
2. Утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской отчетности.
Существенная ошибка допущена до начала самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год предшествующих отчетных периодов (например, в 2013 г. за 2009 г и ранее)
 
 
Исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде
 
с использованием корреспондирующего счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»
1.             В случае увеличения доходов в бухгалтерском учете:
Дт счета учета Кт 84
2.             В случае увеличения расходов в бухгалтерском учете
Дт 84 Кт счета учета
1.Корректировке подлежат вступительные сальдо по соответствующим статьям активов, обязательств и капитала на начало самого раннего из представленных отчетных периодов.
Например, по ошибке за 2009 г., выявленной в 2013 г. – исправляется сальдо в бухгалтерской отчетности за 2013г. по состоянию на 31.12.2010
2. В случае, если невозможно определить влияние существенной ошибки на предшествующие отчетные периоды, организация должна скорректировать вступительное сальдо по соответствующим статьям активов, обязательств и капитала на начало самого раннего из периодов, пересчет за который возможен.

 
Перейдем к рассмотрению правил исправления ошибок и корректировок в налоговом учете.
1.         Для целей исчисления налога на прибыль
     В налоговом учете статьей 54 НК РФ установлены правила исправления ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы. При этом разницы между ошибкой и корректировкой не установлено, т.е. порядок одинаков и зависит от того, какой результат получен вследствие корректировки – сумма налога к доплате или к уменьшению.
     При увеличении суммы дохода, т.е. если вследствие корректировки налог на прибыль подлежит доплате в бюджет – подается уточненная налоговая декларация за период, к которому относится корректировка (абзац 2 пункта 1 статьи 54 НК РФ).
     При увеличении суммы признаваемого расхода, т.е. если вследствие корректировки налог на прибыль будет уменьшен, то налогоплательщик имеет право выбора (абзац 3 пункта 1 статьи 54 НК РФ):
     - подавать уточненную налоговую декларацию за период к которому относится ошибка,
      - либо корректировать налогооблагаемую базу в текущем налоговом периоде (годе).
     При этом скорректировать налогооблагаемую базу текущего периода налогоплательщик имеет право только в случае, когда в периоде, к которому относится ошибка, у налогоплательщика по данным налогового учета имеется прибыль. В том случае, если по данным налогового учета получен убыток, то, факт излишней уплаты налога отсутствует – следовательно, подается уточненная налоговая декларация.
     Налоговых инспекторов на практике не радует возможность налогоплательщика на исправление ошибок в текущем периоде, тем более, что дополнительные доходы и расходы в налоговой декларации следует показывать в соответствующих видах доходов и расходов, без использования строки 101 «Доходы прошлых лет выявленного в отчетном (налоговом) периоде» Приложения № 1 к Листу 02 и строки 301 «Убытки прошлых налоговых период, ов, выявленные в текущем (отчетном) налоговом периоде» Приложения № 2 к Листу 02. То есть исправления «не видны» при камеральных налоговых проверках при отсутствии предоставления дополнительных документов.
     Однако, статья 54 НК РФ дает такую возможность налогоплательщикам, и право на ее применение является очевидным и не приводящим к налоговым рискам, правда с учетом стандартной «глубины» ошибки – 3 года (п. 7 ст. 78 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.10.2010 № 03-03-06/1/627).
    
 
2.         Для целей исчисления налога на добавленную стоимость необходимо отдельно рассматривать случаи, когда исправление является следствием ошибки и когда производится корректировка
2.1.   Исправления, являющиеся следствием ошибки.
Для целей исчисления НДС налоговая база определяется в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ и уменьшается на величину налоговых вычетов. Поскольку законодатель в новой редакции пункта 1 статьи 54 НК РФ использовал формулировку «налоговая база и сумма налога», то для целей исчисления НДС, где сумма НДС к уплате в бюджет определяется как налоговая база, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, норма статьи 54 НК РФ не может применяется (Письмо ФНС России от 17.08.2011 № АС-4-3/13421).
Таким образом, по НДС согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
 
Таким образом, в том случае, если исправление является следствием ошибки, для целей исчисления НДС всегда подается уточненная налоговая декларация за период, к которому относится ошибка.
 
2.2.   Исправления (изменения), обусловленные получением ранее не известной информации (являющиеся следствием корректировки).
Для целей налогообложения НДС порядок отражения корректировок следует разделить на два временных периода:
ü      если дата корректировки относится к периоду до 01.10.2011 г., то корректируется налоговая база в периоде «отгрузки» и в обязательном порядке сдается уточненная налоговая декларация;
ü если дата корректировки относится к периоду после 01.10.2011 г., то существует возможность не «откатываться» на корректировку налоговой базы по дате отгрузки в связи с применением корректировочных счетов-фактур и применить вычеты в периоде появления оснований для корректировки. При этом следует учитывать основания для составления корректировочных счетов-фактур при изменении стоимости товаров (работ, услуг) – пункт 3 статьи 168 НК РФ. Такая возможность имеется у Покупателя (но не у Продавца), если выставлен корректировочный счет-фактура при увеличении стоимости товара и у Продавца (но не у Покупателя), когда корректировочный счет-фактура выставляется на уменьшение стоимости товара.
 
Последствия не исправления ошибок.
1.    В бухгалтерском учете.
              По КоАП РФ грубым нарушением правил представления бухгалтерской отчетности признается искажение любой строки бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%, за что по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации административную ответственность в виде штрафа на сумму от 2 000 до 3 000 руб. (статья 15.11 КоАП РФ).
2.    В налоговом учете.
Систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика признается налоговым правонарушением. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 НК РФ.
Если нарушение было допущено в течение одного налогового периода, налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Когда нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа - 30 000 руб.
Кроме того, если нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, это влечет штраф в размере 20% суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. по статье 120 НК РФ или штраф 20 % от суммы налога по статье 122 НК РФ.
Заметим, что избежать указанных выше штрафов можно, если при подаче уточненной налоговой декларации (до даты выявления ошибки налоговым органом, либо до даты назначения выездной налоговой проверки) налогоплательщик самостоятельно уплатил сумму налога и пени (пункт 4 статьи 81 НК РФ).
При наличии переплаты по налогу рекомендуем представить в ИФНС письмо с предложением зачесть имеющуюся переплату в счет самого доначисленного налога и пени.
 
С уважением, Мамина Ирина Леонидовна 
Вопрос: Мое предприятие купило в августе 2012 года валюту на сумму 60 млн руб. Иными словами, у нас есть обычный расчетный счет в рублях и валютный счет (в евро) на сумму 1 428 521 евро. За каждый месяц на остаток на валютном счете начисляются проценты (небольшие совсем), остаток не меняется. Как мне эти операции отразить в бугалтерском учете по проводкам?, - слушатель семинаров (3 октября 2012 г.)

1) Дт 52        Кт 91/1 начислены проценты  на остаток по счету

2) Дт 52        Кт 91/1 либо Дт 91/1     Кт 52 - на курсовые разницы в конце месяца

3) Дт 76        Кт 51

Дт 52            Кт 76      записи по покупке валюты

Дт 91/2         Кт 76 -   расход в виде разницы в курсах при покупке валюты.

С уважением, Мамина Ирина Леонидовна

Вопрос: Правомерно ли применять при оказании транспортно-экспедиционных услуг правила составления счетов-фактур как при посреднических (агентских) операциях (Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 №1137), если транспортная экспедиция не приравнивается к посреднической деятельности?, - слушатель семинаров (18 июля 2012 г.)
Действительно, договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом гражданско-правового регулирования. Приравнивать правоотношения, вытекающие из указанного договора, к посредническим отношениям в чистом виде, по нашему мнению, некорректно, так как экспедитор, согласно ст.801 ГК РФ осуществляет организацию перевозки и оказание сопутствующих этому услуг самостоятельно, либо с привлечением третьих лиц.
Анализ правовых норм показывает, что имеет место некоторое сходство в действиях экспедитора и агента, т.к. в соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору агент также обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала
К действиям экспедитора по договору с клиентом следует отнести заключение договора перевозки грузов, осуществление расчетов с перевозчиками, оформление соглашений о страховании, проверку состояния груза, осуществление погрузочно-разгрузочных работ и т.д. Указанные действия экспедитора в интересах клиента по своей сущности близки к действиям агента, совершаемым в интересах принципала. Однако экспедиторы, ввиду специфики договора, могут и самостоятельно оказывать целый ряд услуг, связанных с доставкой груза, включая его перевозку.
Порядок бухгалтерского учета и налогообложения операций, осуществляемых в рамках договора транспортной экспедиции, зависит от правовой квалификации договора. Официальные разъяснения указанной квалификации (посреднические отношения или самостоятельное оказание услуг) содержат противоречивую информацию. При принятии обоснованного решения о квалификации договора как посреднического или как договора оказания услуг, необходимо, в первую очередь, руководствоваться анализом правовых положений конкретного договора, заключенного сторонами.
При этом особое внимание необходимо обратить на согласованную сторонами методику расчета вознаграждения экспедитора, наличие условий о компенсации затрат, понесенных экспедитором в интересах клиента, обязанность представлять клиенту отчет о понесенных затратах.
Таким образом, считаем, что при определении налоговой базы по договору транспортной экспедиции нужно руководствоваться условиями договора.
Если экспедитор учитывает расходы по счетам своих контрагентов как собственные, не перевыставляя их заказчику, то всю сумму, которую клиент уплатит экспедитору, следует считать вознаграждением последнего. Иными словами, вся эта сумма должна быть включена в налоговую базу по НДС в соответствии с п.1 ст.156 НК РФ (по данному вопросу см. также Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2010 N 17795/09).
Если же согласно договору заказчик, помимо выплаты вознаграждения снабжает экспедитора денежными средствами или компенсирует ему понесенные расходы, связанные с исполнением договора, то налоговая база определяется исходя из вознаграждения экспедитора без учета возмещаемых расходов.
Как правило, договор экспедиции может быть квалифицирован как посреднический, если экспедитор для организации услуг, связанных с перевозкой грузов, привлекает третьих лиц. Характерными особенностями такого договора являются:
·         требование о компенсации понесенных экспедитором в интересах клиента затрат;
·         отдельное указание суммы вознаграждения экспедитора;
·         обязанность экспедитора представить клиенту отчет.
Минфин РФ в своем свежем Письме от 24 мая 2012 г. №03-03-06/1/270, отвечая на вопрос о налогообложении прибыли экспедитора указал, что  в случае, если экспедитор при оказании услуг по организации перевозок грузов, приобретает от своего имени и за счет клиента услуги третьих лиц, то к его правоотношениям применяются правила главы 51 и 52 ГК РФ (а это нормы, относящиеся к договорам комиссии и агентирования).
В этом случае налоговая база экспедитора определяется в порядке, предусмотренном для агентов и комиссионеров, а именно: согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Пунктом 9 ст. 270 Кодекса установлено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
То есть договор транспортной экспедиции, при условии оказания услуг силами третьих лиц; указании в договоре отдельной суммы вознаграждения, отличной от суммы, перечисленной клиентом в целом; наличии условий о компенсации расходов, связанных с организацией перевозки; в целях налогообложения, фактически приравнивается к посредническому и эта позиция последовательно поддерживается налоговыми органами и судами.
Например, в Письме Минфина России от 21.06.2004 N 03-03-11/103 "О налогообложении экспедиторских услуг", в частности, сказано, что «…на основании Федерального закона №87-ФЗ организации, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность, оказывают услуги по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению документов, необходимых для осуществления перевозок. При этом клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, осуществленные экспедитором в интересах клиента. Учитывая изложенное, налогоплательщики, оказывающие услуги по договорам транспортной экспедиции, определяют налогооблагаемую базу по НДС как сумму дохода, полученную в виде вознаграждения как посредник».
В Письме Минфина России от 30.03.2005 N 03-04-11/69 финансовое ведомство разъясняет, что налогоплательщики, оказывающие услуги по договорам транспортной экспедиции, должны включать в базу по НДС только сумму вознаграждения.
Аналогичные выводы содержит и судебная практика, например Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2009 по делу №А56-55513/2008, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2007 по делу №А31-384/2006-15.
При подобных условиях договора доходом экспедитора для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль является исключительно его вознаграждение от оказания услуг.
Согласно п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации" не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала или агента.
В соответствии с п. 3 ПБУ 10/99 "Расходы организации" не признается расходами организации выбытие активов по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и агента.
Согласно ст.154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиками услуг определяется как стоимость этих услуг без учета НДС. Таким образом, при квалификации договора экспедиции как посреднического, экспедитор должен определять налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную в виде вознаграждения.
Пунктом 1 ст. 156 НК РФ установлено, что налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения (иных доходов) при выполнении любого из этих договоров.
Договор экспедиции действительно не перечислен в данной статье, но учитывая его сходство, при изложенной правовой конструкции, с агентским договором, считаем, что по отношению к нему также применяются положения ст. 156 НК РФ и у экспедиторов-посредников налоговая база определяется как сумма дохода, полученная в виде вознаграждения.
Порядок оформления счетов-фактур при посреднических операциях изложен в Постановлении Правительства РФ  №1137.
Согласно указанным нормам счета-фактуры, полученные от перевозчиков и других контрагентов по сопутствующим договорам, экспедитор перевыставляет клиенту.
При этом он отражает показатели, указанные в счетах-фактурах перевозчиков и контрагентов, а в графе «Продавец» указывает наименование реального продавца товаров, работ, услуг. Полученные и выставленные счета-фактуры экспедитор регистрирует только в журнале учета счетов-фактур.
Кроме того, в настоящее время в правовых базах, например «Консультант Плюс», «Путеводитель по налогам. Практическое пособие по НДС» уже подробно описываются способы выставления счетов-фактур при сделках с посредниками. При этом целый раздел (глава 28), посвящен оформлению новых счетов-фактур сторонами посреднического договора (агентирования, комиссии, поручения, транспортной экспедиции).
 
Квалификация договора транспортной экспедиции как договора оказания услуг
Это возможно, когда экспедитор оказывает услуги по организации доставки, которые оплачивает клиент. Стоимость услуги по организации доставки определена сторонами и может исчисляться, в том числе исходя из суммы железнодорожного тарифа (автоперевозки) и стоимости других, сопутствующих доставке груза услуг.
В затраты по оказанию услуг, связанных с перевозкой, включаются все расходы, произведенные экспедитором в пользу третьих лиц, размер вознаграждения указывается одной суммой.
В таком случае, оснований для исключения из состава расходов при исчислении налога на прибыль расходов, связанных с исполнением экспедитором обязательств, не имеется.
Экспедитор также обязан включить данные суммы в состав доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Иными словами, экспедитор должен определить налогооблагаемые доходы исходя из всех поступлений от клиента, связанных с расчетами за реализованные услуги.
При такой схеме работы налоговая база по НДС также должна определяться с учетом всей суммы вознаграждения без исключения из нее расходов, связанных с исполнением обязательств. Учесть в составе налоговых вычетов суммы НДС, предъявленные экспедитору в связи с исполнением им своих обязанностей, можно в полном объеме.
ВЫВОД:
 
1. Договор транспортной экспедиции действительно является особым видом договора, содержащим элементы посредничества, но больше относящимся к договору оказания услуг.
2. Однако в случае, если экспедитор заключает договоры перевозки от своего имени, но за счет клиента с третьими лицами, выставляет клиенту счета на компенсацию понесенных затрат, а сумма «чистого» вознаграждения экспедитора меньше сумм поступлений от клиента, считаем что данный договор подлежит квалификации как посреднический. Учет в целях налогообложения и определение доходов экспедитора должно производиться на основании п.п.9 п.1 ст.251 НК РФ - только исходя из суммы посреднического вознаграждения. При этом суммы, полученные от клиента и истраченные в связи с исполнением поручения, ни в доходы ни в расходы не включаются, а «перевыставляются» клиенту, минуя счета реализации.
3. При применении такой схемы работы экспедитор обязан руководствоваться Правилами выставления счетов-фактур, установленными Постановлением Правительства №1137 для сторон посреднического договора: выставление заказчику счета-фактуры от своего имени с отражением показателей счета-фактуры и наименования реального продавца товаров, работ услуг; отражение его в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, без регистрации в книге продаж (п.7 Правил ведения журнала полученных и выставленных счетов-фактур, п.3 Правил ведения книги продаж).
 
С уважением, Мамина Ирина Леонидовна
Вопрос: Ирина Леонидовна, Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н внесены изменения в Порядок проведения аттестации рабочих мест. Прошу Вас прокомментировать указанные изменения, - слушатель семинаров (17 июля 2012 г.)
Новый Порядок проведения аттестации рабочих мест был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №342н (далее Порядок). Ознакомиться с этим документом нужно всем организациям, поскольку проводить аттестацию работодателя обязывает трудовое законодательство. Кроме того, в новом Порядке есть уточнение, что под его действе подпадают все организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, включая малые предприятия.
Обращаю внимание, что не проведение аттестации чревато штрафом по ст. 5.27 КоАП РФ в размере от 1000 руб. до 5000 руб. для должностных лиц, и от 30 000 руб. до 50 000 руб. для компании.
Отметим, что новый Порядок более детально устанавливает саму процедуру проведения этого мероприятия. При этом каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет. Отметим, что появились дополнения к этому правилу: теперь срок считается с даты завершения предыдущей аттестации. Относительно новых рабочих мест, установлено, что их оценка должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода в эксплуатацию (п. 8 Порядка).
Важное нововведение содержится в пункте 6 Порядка, где прямо сказано, что аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, и теперь компании не смогут проводить аттестацию собственными силами (п. 6 Порядка). Это подтверждается и тем, что теперь работодатель не имеет права утверждать отчет об аттестации, если необходимые документы не подписаны аттестующей организацией (п. 7 Порядка).
Упрощенный порядок аттестации возможен, когда в организации есть аналогичные рабочие места, понятие которых установлено пунктом 12 Порядка: 
-        профессии и должности должны быть одного наименования;
-        используются однотипные производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
-        работы осуществляются в однотипных помещениях или на открытом воздухе;
-        существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.
Важно! Если рабочие места будут признаны аналогичными, у компании отпадает обязанность проводить стопроцентную аттестацию всех рабочих мест, оценка вредных и опасных производственных факторов может быть проведена на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест (но не менее двух).
Образцы всех необходимых документов для оформления результатов аттестации, приведены в приложениях к Порядку. Хотя они и носят рекомендательный характер, советуем Вам придерживаться именно их.
Новеллой является норма, что в течение 10 дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждения отчета, работодатель должен направить в трудовую инспекцию сводную ведомость результатов аттестации, а также сведения об аттестующей организации. Обратите внимание, названные документы направляются на бумажном и электронном носителях (п. 45 Порядка).
Остановимся на отражении в налоговом и бухгалтерском учете расходов на проведение аттестации рабочих мест.
Обращаю внимание, что компания имеет право снизить свои расходы на аттестацию рабочих мест, если одной из целей проведения этого мероприятия является предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников.
Это можно сделать путем получения от ФСС РФ компенсации, в размере до 20% от сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату пособий по травматизму за соответствующий период. Для этого необходимо до 1 августа текущего года обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в орган Фонда социального страхования по месту своей регистрации. К заявлению надо приложить полный комплект документов:
- план финансового обеспечения предупредительных мер;
- копию плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
- документы (или их копии), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мероприятий, для каждого из мероприятий нужны свои документы.
Кроме того, предприятие может получить скидку на взносы на травматизм, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ №524 от 30.05.2012г.
Срок подачи заявления в ФСС РФ на скидку – до1 ноября 2012 г. (по взносам 2013 года). При этом, как и прежде, рассчитывать на скидку вправе компании, которые работают не менее 3 лет, вовремя платят взносы и не имеют по ним задолженности. 
Налог на прибыль и НДС 
Расходы на услуги по проведению аттестации рабочих мест учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности. Аналогичной позиции придерживаются и контролирующие органы (Письмо ФНС России от 06.09.2011 N ЕД-4-3/14453@, Письмо Минфина РФ от 09.08.2011 г. №03-03-06/4/95).
Что касается НДС, компания может без проблем принять его к вычету при условии, что выполнены все требования п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.
По общему правилу взносы на "травматизм" учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов на дату их начисления при методе начисления, а для кассового метода - на дату оплаты (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 1 ст. 272 НК РФ и п. 1 ст. 273 НК РФ).
По учету полученных компенсаций в целях налогообложения прибыли отметим, что в соответствии с п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде полученных сумм целевого финансирования. При этом перечень средств, признаваемых целевым финансированием, приведен в пп.14 п.1 ст. 251 Налогового кодекса РФ и является закрытым. Средства, полученные от ФСС РФ за аттестацию рабочих мест, в пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ, не поименованы, а, следовательно, их необходимо включать в состав доходов в целях налогообложения прибыли.
По общему правилу к расходам на оплату труда для целей налогообложения прибыли относятся выплаты компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 255 НК РФ). На этом основании налоговики приходят к выводу, что учесть при расчете налога на прибыль можно только те надбавки, которые установлены по результатам аттестации (Письмо ФНС России от 06.09.2011 N ЕД-4-3/14453@).
Иными словами, по мнению инспекторов, если компания не проводила аттестацию, отразить в составе расходов выплаченные надбавки она не сможет. Заметим, что аналогичной точки зрения придерживается и Минфин России (Письмо от 12.09.2006 N 03-05-02-04/143).
Судебная практика по этому вопросу складывается в пользу налогоплательщика, ведь  отсутствие оценки рабочих мест не освобождает работодателя от обязанности предоставить надбавку или компенсацию работнику, чей труд сопряжен с вредными условиями, что позволяет организации учесть надбавки и компенсации в расходах (ФАС Уральского округа 07.10.2010 №Ф09-8271/10-С3 по делу №А60-4798/2010-С10).
Важно! В настоящее время вышло два новых письма чиновников, на которые стоит обратить внимание.
Роструд издал 25.05.2012 года Письмо № ТЗ-3159-3-5«О финансировании мероприятий по охране труда», в котором сообщил, что направить 0,2% от расходов на производство компания обязана только на те мероприятия по охране труда, которые включены в утвержденный перечень.
Напомним, что в этом году Минздравсоцразвития утвердило «типовой» перечень мероприятий по охране труда (Приказ №181н от 01.03.2012г.). В него вошли: аттестация рабочих мест, обучение, обустройство вентиляции и много другое.
В связи с этим хотим обратить ваше внимание на следующее. 
- Утвержденный Перечень не означает бесспорного учета соответствующих затрат в "прибыльных" расходах. Каждая организация должна выбрать из Типового перечня только те мероприятия, которые необходимы именно ей, и обосновать это, так как согласно примечанию к Приказу №181н, конкретный перечень мероприятий по улучшению условий труда определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.
- Сделать это можно, например, по результатам аттестации рабочих мест (пункт 3 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н). Выбранные мероприятия нужно закрепить во внутреннем документе (положении об охране труда, коллективном договоре, приказе и т.д.).
- Выходить за рамки Типового перечня при составлении собственного списка нельзя. Налоговики с учетом таких затрат вряд ли согласятся.
Именно на эти мероприятия по охране труда компания и должна потратить минимум 0,2% от расходов на производство (ст.226 ТК РФ). Это минимальная планка, установленная ТК. Верхнего предела нет, поэтому для налоговых целей такие затраты могут быть учтены и в большем объеме с учетом требований ст. 252 НК РФ, что подтвердил и Минфин в Письме от 09.08.2011 N 03-03-06/4/95.
Но оставалась неясность, обязана ли организация проводить все без исключения мероприятия, или она вправе выбрать некоторые из них. В комментируемом письме Роструд официально подтвердил, что возможно выбрать несколько позиций из перечня.
Этой же датой (25.05.2012г.) Минфин РФв Письме № 03-03-06/1/274официально признал правомерность учета в расходах, связанных с производством и реализацией затрат по приобретению и монтажу установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой. Это мероприятие поименовано в п. 18 Приказа Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н.
Так что, если компания включит подобное мероприятие в собственный перечень, затраты на питьевую воду можно учитывать в составе расходов по п.п.7 п.1 ст.264 НК РФ.
В бухгалтерском учете затраты на аттестацию рабочих мест по условиям труда являются расходами по обычным видам деятельности (п. п. 5 и 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Они списываются на расходы единовременно в периоде их осуществления (п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации").Если компания получает компенсацию расходов на проведение аттестации из ФСС РФ, такие средства должны учитываться на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Рекомендуем следующие бухгалтерские записи:
Дт 20, 26 Кт 60.1 – стоимость оказанных услуг по проведению аттестации;
Дт 19.3 Кт 60.1 – НДС со стоимости оказанных услуг по проведению аттестации;
Дт 68-2 Кт 19.3 – принят к вычету НДС с услуг по проведению аттестации;
Дт 60.1 Кт 51 – оплачены услуги аттестующей организации;
Дт 51 Кт 76.5 –поступление компенсации расходов на проведение аттестации из ФСС РФ;
Дт 76.6 Кт 91.1 – отражение поступившей компенсации за аттестацию в прочих доходах. 
НДФЛ 
Еще один важный вопрос, имеющий непосредственное отношение к условиям труда - это обложение выплаченных надбавок и компенсаций за «вредность» налогом на доходы физических лиц.
По мнению налоговых органов, такая компенсация не облагается НДФЛтолько при выполнении двух условий:
1)основанием для ее выплаты послужили результаты аттестации рабочих мест;
2) работодатель не смог устранить выявленные тяжелые и (или) опасные условия труда. Такая точка зрения изложена в Письме ФНС России от 06.09.2011 N ЕД-4-3/14453.
Мнение специалистов Минфина России по этому вопросу более лояльно: не облагаются НДФЛ компенсации за вредные условия труда, если они установлены в трудовых (коллективных) договорах с учетом рекомендаций профсоюзных инспекторов труда (Письмо МФ РФ от 12.09.2006 N 03-05-02-04/143).
Заметим, что в отличие от компенсации, надбавка к зарплате (как видим, принципиально название доплаты и оформление документов) за вредные условия труда всегда облагается НДФЛ. Такие выплаты не могут рассматриваться в качестве компенсационных. Поэтому на них не распространяются положения п. 3 ст. 217 НК РФ (Письмо Минфина России от 19.06.2009 N 03-04-06-02/46 и Постановление Президиума ВАС РФ от 17.10.2006 N 86/06).
 
С уважением, Мамина Ирина Леонидовна
Вопрос: Ирина Леонидовна, Приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2012 N 31н внесены изменения в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н. Поправки вступили в силу с 22 апреля 2012 года. Просим указать на какие новшества следует обратить внимание?,- слушатель семинаров (16 мая 2012 г.)

 

В связи с внесением изменений обращаем внимание на следующие новшества:
 
1. Врач имеет право единолично выписывать (продлевать) бюллетень только на срок до 15 календарных дней включительно, (а не до 30, как было в прошлом году). На более долгий срок больничный может продлить лишь врачебная комиссия (п.8 приказа № 31н). Стоматологи смогут выписывать больничный лист на 10 календарных дней (новые редакции п. 11, 12 Порядка).
2. Отдельно прописаны правила выдачи листков нетрудоспособности тем, кто занят у нескольких работодателей (п. 4 - 4.3 Порядка):
Первый вариант:На момент наступления страхового случая сотрудник работает у тех же работодателей, что и в двух предшествующих календарных годах - больничные листы выдаются по каждому месту работы, пособие начисляет каждый работодатель из расчета заработка, полученного у него.
Второй вариант: Если на момент наступления страхового случая сотрудник работает у других работодателей, нежели в двух предшествующих календарных годах - то выдается один листок нетрудоспособности (для представления по месту работы, где сотрудник будет получать пособие).
Третий вариант: На момент наступления страхового случая сотрудник работает у нескольких работодателей, а в двух предшествующих календарных годах работал как у этих же, так и у других страхователей. В этом случае по выбору работника ему будет выдан либо один больничный лист для представления работодателю, который будет начислять пособие, либо несколько для представления по каждому месту работы.
Для декретных отпусков совместителей, отдельно сообщается, что если отпуск по беременности и родам наступил до 31 декабря 2012 года, и женщина, работавшая по совместительству, выбрала расчет пособия по правилам, действовавшим до 1 января 2011 года, то ей выдается несколько больничных листов.
3. Сотруднику, который находится в отпуске по уходу за ребенком, но при этом трудится неполный рабочий день либо на дому, врач обязан выдать больничный лист.
ФСС и раньше разрешал выдавать больничный лист таким сотрудникам, теперь это закреплено Положением.
4. Дата начала периода болезни и выдачи больничного листа могут не совпадать. Если сотрудник лечился только в поликлинике, то листок нетрудоспособности может выдаваться на руки, как в день начала болезни, так и в день выписки – как выберет сам сотрудник (п.4 Приказа №31н, п.6 Порядка).
Если сотрудник направляется на лечение в больницу, то больничный ему открывается в поликлинике в день обращения или в день направления в больницу. Закрывает такой листок больница днем выписки.
Если сотрудник сразу госпитализирован в стационар, то больничный оформляется в день выписки. (п.4, п.10 Приказа №31н)
При длительном лечении медицинская организация выдает новый листок нетрудоспособности (продолжение) и одновременно закрывает предыдущий, чтобы гражданин получил по нему пособие. Такой порядок выдачи больничных листов предусмотрен п. 6 Порядка.
Напомним, что ранее действовали иные правила. Медицинская организация, куда гражданин обращался первоначально, выдавала ему листок нетрудоспособности. Новый листок нетрудоспособности (продолжение) выдавался там, куда больной направлялся (п. 6 Порядка).
Ранее выданный листок закрывался той медицинской организацией, которая выдавала новый листок (продолжение). В закрытом на оплату первоначальном листке указывался номер нового листка (продолжения), ставилась вторая печать и подпись врача (Письмо ФСС РФ от 14.09.2011 N 14-03-11/15-8605 (п. 4)).
5. Листок нетрудоспособности считается испорченным при наличии ошибок в той его части, которая заполняется медицинской организацией.
Теперь согласно абзацу 5 п. 56 Порядка, листок нетрудоспособности, заполненный с ошибками, считается испорченным и вместо него оформляется дубликат.
6. По новым правилам пробел ставят только между фамилией и инициалами. Например, «Иванов АИ». Разделять инициалы пробелом не надо.
7. По строке «ИТОГО начислено» нужно указывать общую сумму начисленного пособия. Напомним, что ранее в пункте 66 Порядка говорилось, что по строке «ИТОГО начислено» указывается общая сумма, подлежащая выплате. Из-за этого возникал вопрос, какую итоговую сумму пособия надо вносить в больничный лист: с налогом на доходы физических лиц или без него? Теперь однозначно определено, что указывается начисленная сумма пособия, то есть сумма пособия до удержания налога.
8. Смягчены требования, связанные с границами ячеек, отведенными в бланке больничного для записей работодателя. А именно: сняли запрет на то, чтобы буквы и цифры соприкасались с границами ячеек. Однако требование о том, чтобы записи не заходили за границы ячеек, сохраняется.
9. Больничные листки сотрудников подразделения теперь вправе подписать руководитель этого же подразделения (п. 27 Приказа № 31н). Раньше подписать больничный листок мог только руководитель организации. В ФСС считают, что речь идет об обособленном подразделении компании, а больничный лист сотрудников структурных подразделений, как и прежде, подписывает руководитель всей организации.
Отметим, что Приказом №31н не установлены особенности его применения в переходный период. Официальные разъяснения по данному вопросу также отсутствуют, а значит неизбежно будут возникать вопросы, связанные с тем, какой порядок применять по листкам, выданным в переходный период.
В случае несоблюдения Порядка выдачи листков нетрудоспособности ФСС РФ может не принять расходы на оплату пособия к зачету (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ, абз.3 п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101).
Кроме того, следует помнить, что суммы пособий, излишне выплаченные работнику, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя.
В связи с этим, работодатель обязан проверять правильность оформления больничных листов, чтобы у контролирующих органов не возникло претензий.

С уважением, Мамина Ирина Леонидовна

Вопрос: Ирина Леонидовна, просим Вас уточнить имеет ли право запрашивать соцстрах все документы и выходить на выездную проверку каждый квартал. Как вернуть задолженность по соцстраху?,- слушатель семинаров (19 апреля 2012 г.)
Порядок проведения выездных и камеральных налоговых проверок предусмотрен ст.ст. 34 и 35 Закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования», а также сопутствующими ему нормативно-правовыми актами (Закон «Об обязательном социальном страховании по нетрудоспособности» №255-ФЗ, Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей №110, Методические указания про проведению выездных проверок №81).
 
При этом предусмотрено, что выездные проверки страхователя проводятся не чаще одного раза в три года, за исключением случаев, обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (ст.4.6. Закона «Об обязательном социальном страховании по нетрудоспособности» №255-ФЗ), а также ФСС вправе затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы.
 
Таким образом, если у организации постоянно возникает ситуация, связанная с необходимостью выделения средств Фонда социального страхования, выездная проверка может производится при каждом обращении за выделением средств.
 
Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, что прямо предусмотрено ст.35 Закона №212 ФЗ. При этом, согласно п.21.ст.№35 Закона плательщик страховых взносов обязан обеспечить возможность должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов. Считаем, что Закон не запрещает исполнить данную обязанность как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений.
Лишь в случае, если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 1 ст. 35).
 
Статья 34 Закона №212-ФЗ предусматривает порядок проведения камеральных проверок. Они проводятся по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 1 ст. 34).
 
При этом, представление предприятием документов, подтверждающих правильность осуществления расходов, может иметь место как в рамках выездной, так и камеральной налоговой проверки (п. 8 Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей №110, п.10 Методических указаний по проведению выездных проверок №81)
Для исполнения указанного требования предусмотрен срок 10 рабочих дней, который может быть продлен при наличии письменного уведомления от предприятия о невозможности представления в указанные сроки документов, еще на 10 дней.
В связи с изложенным, считаем, что при большом объеме документов, необходимых для представления в рамках камеральной проверки, организации предпочтительнее дать возможность проверяющим осуществить выездную налоговую проверку, предоставив помещение на своей территории.
 
С уважением, Мамина Ирина Леонидовна