Ирина мамина приглашает...
 
Контакты
Страница Ирины Маминой на facebook
 

Частые ошибки в бухгалтерском учете, которые находят аудиторы (ошибка №1 и №2)

Практика показывает: ошибки в учете бывают почти у каждого бухгалтера. И даже не потому, что вы не знаете, как правильно. Вовсе нет. О чем-то задумался, сделала что-то на автомате - вот тебе и недочет. Это нормальный рабочий процесс. Главное вовремя обнаружить и исправить свою погрешность. А лучше, конечно, избедать ее заранее.

Мы обратились к специалистам крупных аудиторских компаний, чтобы они поделились своим опытом. Они рассказали, какие ошибки чаще всего обнаруживаются при аудиторских проверках и как проще всего исправить эти неточности в бухгалтерском учете.Если какой-то недочет нашли в записях текущего года, ничего страшного. Сделайте прямо сейчас корректировочные проводки. Да и прошлогоднюю ошибку вы легко исправите: либо декабрем 2012 года, либо в текущем месяце, если уже отчитались. Разобраться в том, как исправлять ошибки в бухучете, поможет схема в "Главбухе" №2, 2013, стр. 78

Ошибка 1. Не ставят основное средство на учет, дожидаясь его ввода в эксплуатацию

Вот частая ситуация. Компания приобрела основное средство, но пока не торопится его использовать. Например, оборудование взяли «про запас» – для замены старого, но еще не вышедшего из строя.

Все хорошо помнят: в налоговом учете начинать амортизацию можно только после того, как объект введут в эксплуатацию. А именно, с 1-го числа следующего месяца (п. 4 ст. 259 Налогового кодекса РФ). Но, к сожалению, некоторые забывают: в бухгалтерском учете правила другие.
Итак, первое. Если у имущества есть все признаки основного средства, сразу ставьте его на счет 01 (или 03). И со следующего же месяца начинайте начислять амортизацию. Об этом говорится в пункте 21 ПБУ 6/01.
Второе. Объекты, которые временно не используются, лучше учитывать на отдельном субсчете счета 01. Можете назвать его «Основные средства на складе (в запасе)».
И третье. Пока нет эксплуатации, амортизацию по объекту списывайте в составе прочих расходов. Ведь включать эти суммы в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) оснований нет. Все это следует из пунктов 9 и 18 ПБУ 10/99.
Покажем на примере, где есть риск допустить ошибку, и как на самом деле правильно.
 
Пример 1: Как учесть основные средства в запасе
В июне ЗАО «Уют» приобрело мебель стоимостью 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.) для своего гостиничного бизнеса. Из-за ремонта ее начали использовать только в августе. Срок службы мебели – шесть лет. Согласно учетной политике компании и в бухгалтерском, и в налоговом учете метод начисления амортизации – линейный.
По расчетам бухгалтера месячная сумма амортизации мебели – 1417 руб. В июне он сделал проводку:
ДЕБЕТ 08    КРЕДИТ 60
– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – учтена стоимость мебели.
Какими будут записи дальше?
 
Вариант 1. Ошибочный.
В августе:
ДЕБЕТ 01 субсчет «Основное средство в эксплуатации»    КРЕДИТ 08
– 100 000 руб. – принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство.
В сентябре:
ДЕБЕТ 20    КРЕДИТ 02 субсчет «Амортизация основных средств в эксплуатации»
– 1388,89 руб. – амортизация по мебели за сентябрь (первый взнос).
 
Вариант 2. Правильный.
В июне:
ДЕБЕТ 01 субсчет «Основные средства на складе»    КРЕДИТ 08
– 100 000 руб. – приобретенная мебель отражена в составе основных средств;
В июле:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»  КРЕДИТ 02
субсчет «Амортизация основных средств на складе»
– 1388,89 руб. – амортизация по мебели за июль (первый взнос);
В августе:
ДЕБЕТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства на складе»
– 100 000 руб. – мебель введена в эксплуатацию;
ДЕБЕТ 02 субсчет «Амортизация основных средств на складе»
КРЕДИТ 02 субсчет «Амортизация основных средств в эксплуатации»
– 1388,89 руб. – амортизация по мебели за июль перенесена на другой субсчет;
ДЕБЕТ 20    КРЕДИТ 02 субсчет «Амортизация основных средств в эксплуатации»
– 1388,89 руб. – начислена амортизация по мебели за август.
 

Ошибка 2. Не отражают на счете 01 капвложения в арендованный объект

Еще ошибка: забывают, что в бухучете неотделимые улучшения арендованного имущества – это всегда основное средство. Причина такой погрешности в том, что правила налогового и бухгалтерского учета для такого случая не совпадают. А по сложившейся практике первому уделяется больше внимания.
В налоговом учете капвложения в арендованные основные средства надо относить к амортизируемому имуществу только в одном случае. Это когда такие улучшения арендодатель одобрил, но стоимость их арендатору не возместил. Так сказано в пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ.
А вот те капвложения, которые не предусмотрены договором или допсоглашением к нему, в основных средствах не учитывают.
В бухгалтерском учете таких ограничений нет. Капитальные вложения в арендованные объекты в любом случае надо ставить на счет 01 (или 03). Одобрил их арендодатель или нет, не важно. Это следует из пункта 5 ПБУ 6/01. Выбытие неотделимых улучшений происходит после расторжения договора аренды, либо после возмещения арендодателем стоимости неотделимых улучшений (за исключением возмещения через схему установления льготной арендной платы – Письмо МФ РФ от 24.10.08 г. №03-05-04-01/37).
Будьте внимательны. Нарушив названное правило, вы не только допустите ошибку в бухучете, но и занизите базу по налогу на имущество. Следствие этого – недоимка, штрафы и пени.
 
С остальными ошибками, Вы можете познакомиться в журнале "Главбух" №4, февраль 2013 г.

Журнал "Главбух" №4, февраль 2013 г.