Ирина мамина приглашает...
 
Контакты
Страница Ирины Маминой на facebook
 

31 октября 2017 г.
Статья И.Маминой: "7 первоочередных проблем, которые требуют решения при внедрении 54-ФЗ" (журнал "БИЗНЕС и ЛЮДИ" № 03 (03) сентябрь, 2017 г.)"

Бизнес-сообщество и общественные организации назвали семь проблем по итогам практики внедрения онлайн-касс, которые необходимо решить уже в ближайшее время.
 
Отладка и внедрение новых онлайн-касс состоялась, и первые практики требуют обсуждения некоторых итогов. В связи с этим бизнес-сообщество Екатеринбурга, представители общественных организаций и региональных налоговых органов провели в конце сентября совместную конференцию комиссии по бухучету, аудиту, налогам и правовой защите предпринимателей Уральской ТПП на тему «54-ФЗ: практика применения контрольно-кассовой техники – первые итоги реформы». Ее итогами стали предложения, которые в ближайшее время будут объединены в единый документ и переданы на рассмотрение в государственные органы.
 
Во-первых, требование отдельной кассы для безналичных расчетов.
Существует ошибочное мнение, что обязанность использования кассовых аппаратов при электронных средствах платежа относится исключительно к интернет-магазинам. Это не так. Любые безналичные расчеты с применением современных электронных платежей, например, мобильные банки, онлайн-платежи, интернет-банки требуют использования онлайн-касс с 01.07.2018 года.
При этом законом установлено требование об использовании отдельной кассы в дополнение к существующим онлайн-кассам. Это потребует дополнительных затрат от предпринимателей и удвоит расходы на переоснащение кассовых аппаратов.
Требование закона, которое начнет применяться с 01.07.2018 г. об использовании ККТ в случаях безналичных расчетов через электронные средства платежа, избыточно и обременительно для бизнеса. Безналичные расчеты через банки на расчетный счет организаций или предпринимателей абсолютно прозрачны, легко администрируются налоговыми органами и не требуют повторного дублирования через кассу.
В большинстве случаев невозможно сформировать все обязательные реквизиты кассового чека при безналичном расчете ввиду объективного отсутствия необходимой информации в момент расчета.
Поэтому следует признать, что бизнес не готов к переходу на онлайн-кассы при безналичных расчетах с 01.07.2018 года.
Подводя итоги обсуждения, участники конференции сделали вывод об экономической нецелесообразности применения ККТ при безналичных ЭСП (за исключением расчетов платежными банковскими картами и расчетов в интернет-магазине), когда денежные средства перечисляются физическим лицом непосредственно на расчетный счет организации (ИП).
 
Во-вторых, волнение вызывают вопросы нестыковки законодательства о персональных данных и закона о ККТ.
Исполняя закон о ККТ, пользователи касс по факту сообщают, хранят и передают персональную информацию пользователей, к которой относятся электронные адреса или номера мобильных телефонов, на которые должен быть отправлен кассовый чек в электронной форме, и другие сведения, связанные с покупкой граждан.
Практика показывает, что претензии от покупателей, связанные с разглашением персональных данных уже начались.
Пользователи касс не должны нарушать один закон (о персональных данных), в целях соблюдения кассового закона.
Риски ответственности бизнеса велики и составляют до 75 тыс. руб. за каждое нарушение законодательства о персональных данных.
Мнения участников конференции совпали в том, что ФНС РФ и Роскомнадзор могут урегулировать проблему в рамках межведомственного взаимодействия и предоставить разъяснения бизнесу об отсутствии ответственности по законодательству о персональных данных при исполнении требований кассового законодательства. В дальнейшем необходимо внести изменения в 54-ФЗ, исключающие требования законодательства о персональных данных при исполнении положений законодательства о ККТ.
 
В-третьих, следует назвать проблему дополнительных обязательных реквизитов кассового чека сверх закона.
Кассовым законом установлен закрытый перечень сведений, необходимых для формирования кассового чека. Однако подзаконным нормативным актом – приказом ФНС РФ и МФ РФ в 2017 году, перечень реквизитов кассового чека был существенно расширен. К числу таких дополнительных, но при этом обязательных реквизитов относятся: имя и ИНН кассира (в законе только фамилия), способ расчета, предмет расчета и др.
Мы считаем, что необходимо привести перечень реквизитов  в соответствии с законом, исключив избыточные сведения. Нужно предотвратить превращение кассового чека из документа по расчетам в мгновенный «квази – универсальный и учетный документ», включающий многочисленные сведения, недоступные кассиру: состояние расчетов с покупателем (например, в оптовой торговле, в сфере услуг, др.), применяемые пользователем касс режимы налогообложения и разные налоговые ставки (10%, 18%, без НДС).
Есть мнение чиновников о том, что указанные требования кассового закона «не работают в отдельных специфических продажах». Однако в действительности положения нового кассового закона могут быть реализованы с минимальными проблемами лишь в сфере розничной торговли, а во всех остальных отраслях, например, в оптовой торговле, сфере услуг и других неисполнимы.
 
В-четвертых, проблема отражения НДС в кассовом чеке. Интересно, что кассовый чек не является документом в целях расчета НДС. Для этого существует счет-фактура. Поэтому необходимо  исключить реквизит «НДС» из кассового чека, т.к. вычеты и начисления НДС регулируются положениями гл. 21 НК РФ и счетами-фактурами, а не документами об оплате.
 
В-пятых, не менее острая проблема – это вопросы настройки онлайн-касс. Пользователи касс на практике оказались лишены времени на настройку и внедрение онлайн-касс, доработку необходимых выгрузок из бухгалтерских программ в ККТ. Видимо предполагалось, что купив новую кассу, предприниматель мгновенно и без проблем начнет ее использовать, не сталкиваясь ни с какими трудностями. Эти радужные ожидания оказались далеки от действительности. Новые онлайн-кассы – это не просто другой кассовый аппарат. Это другая технология фискальных расчетов, которая требует глобального изменения практики всех видов бизнес-процессов в компании, зачастую изменения учетной системы, складской программы, переобучения персонала. Очевидно, что за несколько часов и даже дней, это не сделать. Для многих средних и крупных компаний для внедрения новых касс потребуются недели и месяцы. Однако административным кодексом, я имею ввиду ст. 14.5 КоАП РФ, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10 000 рублей за любые нарушения порядка использования новых касс. Бизнесмены рискуют быть оштрафованы за каждый кассовый чек с ошибками. При этом срок привлечения к ответственности равен 1 году.
Это значит, что за проблемы внедрения и отладки новых касс компании могут ответить и через полгода, и через 10 месяцев и т.д.
Крайне важно и необходимо установить «каникулы» по неприменению штрафных санкций по ст. 14. 5 КоаП РФ за нарушения законодательства в сфере ККТ, в т.ч. за ошибки в применении онлайн-касс на весь период отладки ККТ по крайней мере до 31.12.2017 года.  Это позволит пользователям касс осуществить необходимые настройки и внедрение онлайн-касс в разумные сроки.
 
В-шестых, предпринимателей волнует отсутствие реальных способов корректировкитехнических ошибок, ошибок исполнителя в чеке, выявленных после закрытия смены. Закон прямо устанавливает право на корректировку чека лишь до окончания смены.
Инициаторы конференции предлагают выработать и закрепить в законе либо в подзаконном нормативном акте порядок исправления ошибок в отношении любых реквизитов кассового чека, в т.ч. выявленных позднее дня их совершения через текущий чек корректировки.
 
В-седьмых, при действующем кассовом законе не решены проблемы, связанные с поломкой ККТ.
Не действует порядок замены кассового аппарата при поломке онлайн-кассы. Получается, что бизнес-деятельность должна немедленно «замереть» до момента устранения поломки, в противном случае налогоплательщика ожидают значительные суммы штрафов по ст. 14.5. КоАП РФ за неприменение ККТ (до 100% от суммы выручки, но не менее чем 30 тыс. руб., при повторности – дисквалификация должностного лица либо приостановление деятельности до 90 суток). Предлагается выработать и закрепить в законе либо в подзаконном нормативном акте порядок замены ККТ при поломке, аварии и освобождение пользователя касс от административной ответственности в этом случае. Необходимо предусмотреть механизм возобновления работы пользователя касс, например, с использованием «заменной кассы».
 
Это далеко не полный перечень вопросов, с которыми сталкивается бизнес при внедрении новых касс. Мы назвали лишь 7 первоочередных проблем, которые требуют решения. Если не решить их максимально быстро, бизнес вынужден будет оспаривать штрафы в суде, доказывая отсутствие вины и апеллируя к нестыковкам закона.
В конечном итоге, дополнительные финансовые обременения и риски бизнес включит в цену товара и за все заплатит покупатель.
Однако все названные вопросы имеют очевидные решения, предлагаемые нами, которые снизят трудности внедрения кассовой реформы.
 
Итоговые предложения, представленные Комиссией по бухучету, аудиту, налогам и правовой защите предпринимателей Уральской ТПП и поддержанные участниками конференции, мы объединили в единый документ и планируем передать его на рассмотрение в государственные органы. Реформа началась и ее развитие неизбежно, мы заинтересованы сделать все возможное, чтобы она прошла успешно и не стала тормозом для бизнеса.
 
Статья опубликована в журнале "БИЗНЕС и ЛЮДИ"
№ 03 (03) сентябрь, 2017 г.